Войти на сайт

Войди на сайт, используя одну из соцсетей:

×
Ты уже голосовал за этот комментарий
Наверх

Обзоры

Александр Гребенчук, актер Др. театра: В Ростове фантазеров много, только делателей мало…

«Выходной» посетил новый театр Ростова — Др. театр — за несколько дней до его официального открытия и расспросил актера Александра Гребенчука и о самом театре, и об особенностях выживания в среде городской творческой интеллигенции.
15 марта 2013 в 14:38

В Ростове стало одним театром больше. Начало весны ознаменовалось открытием Др. театра. Руководство этого культурного заведения настаивает —«Др.» зрители могут расшифровывать, как им нравиться— «другой», «драматический», «дружественный». При этом они обязательно награждают свой театр эпитетами —«внеформатный», а также — «свободный».

Расположился театр в очень неожиданном месте — на Северном, по адресу Волкова, 25, перед мостом, ведущим на Чкаловский, на первом этаже обычного кирпичного дома.

Театр маленький и уютный. Буфета здесь нет. Зато в холле есть чайная лавка, где можно не только попить вкусного чая, но и заказать чайную церемонию.

Создателем театра выступил Илья Костинкин, который за последнее время уже многое успел сделать в Ростове —от съемок фильмов, то открытия альтернативного телевидения, но обычно презентует себя как продюсер и руководитель киностудии «Правильные Две Полоски». Илья поясняет, что Др. театр ни в коем случае не станет заложником идей современного искусства, да и не для этого он создавался. Главная идея — создать камерный театр, в котором удовольствие от просмотра будет получать не только очень подготовленный зритель, особо приближенный к творческой элите, но и обычные смертные. Ставить обещают практически все — от классики до модерна.

Открылся же театр спектаклем «Скамейка» по пьесе американского абсурдиста Эдварда Олби. В одной из главных ролей уже хорошо знакомый по предыдущим проектам Ильи Костинкина —Александр Гребенчук, с которым сразу после первого показа спектакля публике и пообщался «Выходной». (на фото — справа)

— Саша, у тебя сегодня, если не ошибаюсь, премьера на сцене театра, как ощущения?

— Это правда, театрального опыта у меня никакого. Но, в остальном, я с 97-ого года работаю на радиостанциях, телевидении… Еще было — поэты города как-то стихийно объединились, а среди них был и я, и выступали в различных заведениях Ростова. Тут, наверное, нужно пояснить — я пишу стихи и, между прочим, являюсь дипломированным поэтом (смеется). У нас одно время был замечательный конкурс, где давали дипломы, удостоверяющее, что ты поэт. Вот у меня такой имеется.

А на сцене театра я в первый раз. Какие эмоции? Ну, вот Илья нас после спектакля, чувствую, ругать будет. Мы немножко отступили от режиссерского плана. Это было первое выступление перед зрителями, и в виду волнения мы кое-что сделали не так, как планировали.

— Радио, телевидение, кино, театр — а что тебе нравится больше всего?

— Если бы мне нравилось что-то одно — я бы занимался чем-то одним. Мне нравиться сам процесс, тот самый, который у нас принято называть творческим. Хотя здесь у нас он не только творческий. Творческие процессы — они обычно не доходят до кульминации, до зрителя. Они так и остаются творческими процессами на творческих кухнях. Таких примеров у нас в Ростове великое множество. А мы стараемся как-то воплощать все это творчество в жизнь. Отходить от творчества ради творчества и мыслить реальными категориями, которые возможны к реализации. В этом плане — слава Богу, у нас есть Илья, который имеет хороший опыт руководства.

— Вы же недавно работаете с Ильей, где-то год-полтора….

— Даже меньше. Год будет к концу весны.

— Сколько успели реализовать совместных проектов за это время?

— Назову только одну цифру — снято более сотни видео. Это короткометражные фильмы, в которых я был и актером, и продюсером, и сорежиссером, и соавтром сценария. Мы все делаем совместно, поэтому приставка «со» есть почти всегда. Были конкурсы и за рубежом, и в нашей стране, на которые отправляли наши работы, и там нам вручали призы. Иногда для нас это было большим сюрпризом — все происходило без нашего ведома, мы только получали потом уведомление — «Поздравляем, вы получили такой-то приз»…

Мы долгое время сотрудничали со сценаристом по имени Александр Гладкий. Он пишет весьма нестандартные, очень хорошие сценарии. Его история — пример того, как человек десять лет сидел у себя на кухне и рассказывал своим друзьям, что он собирается снимать кино. Так собирался, собирался да ничего и не снял, пока не повстречался с нами.

— Вы знаете какой-то секрет, как от рассуждения на кухне перейти к воплощению в жизнь?  

— Как я уже говорил, у нас есть Илья, который заставляет все вертеться. Вы же понимаете — люди очень ленивые создания. Вот я, например. Я занимаюсь этим, так скажем, творчеством, всю свою жизнь. Но больших высот не достиг. Это всегда считалось каким-то увлечением, никто не видел в этом никакого заработка, никаких перспектив. Я не могу сказать, что Илья пришел и открыл нам все пути, все двери, сказав что-то типа: «У вас будет все. Я подарю вам волшебный мир кино». Нет, такого не было. Все мы прекрасно понимаем что, например, театром и многими другими нашими работами заработать много денег нельзя. Мы делаем это в первую очередь для себя, мы растем, мы учимся на этих работах, сплачиваемся как коллектив. Сейчас у нас сложился хороший коллектив, причем коллектив этот был основан не на желании просто зарабатывать деньги. Если бы все эти люди хотели только зарабатывать деньги — они продолжали бы снимать свадьбы, чем у нас занимаются все, кто имеют профессиональные камеры и работают на телевидении.

— Неужели вы совсем не думаете о деньгах, славе…

— Нет, конечно. Я не собираюсь в этом плане врать ни себе, ни вам. Правильнее сказать — все это не только денег ради. Ладно, перейдем на эзотерические понятия. Если человек растет духовно, он растет и социально. Это такой закон. Если он делает вид, что он великий гуру, но при этом у него нет денег, значит он, навряд ли, гуру. В жизни все сбалансировано.

— Ты помнишь момент, когда впервые появилась идея о театре?

— Это рождалось как-то в разговорах, сообща… Идея витала в воздухе. Нельзя сказать, что кто-то один ее родил, принес, всем в голову ее впихнул и сказал: будем делать вот так! Все было постепенно, в шуточках - прибауточках. Как, собственно, и многое, что мы делали.

— Сколько времени заняла подготовка к премьере, сколько репетировали?

— Репетировали последний месяц. Собирались здесь почти каждый день. Мы же не только репетировали, мы еще и помещение готовили. Все, что вы видите — все сделано своими руками.

— Я смотрю, здесь много картин…

— Это работы нашего друга художника Васи Искренникова. Он не профессионал, в том смысле, что он, насколько я знаю, не имеет художественного образования. Но его чувство цвета и пространства мне очень нравится, и я с удовольствием с ним сотрудничаю. В будущем здесь будут появляться работы других художников. Вот сегодня здесь был Матвей, он, скорее, будет свои картины приносить. Попробуем связаться с ребятами из СИТО. Если они готовы сотрудничать, то возьмем и их картины. В Ростове вообще вся эта туса очень маленькая… Как правильно говорил один мой преподаватель психологии: Ростов — это не маленький город и не большая деревня, это одна большая постель.

— Какие еще проекты, постановки планируете реализовать в будущем?

— Скоро у нас будет премьера спектакля «Красноречие», который основан на моих стихах и наших с Ильей совместных текстах. Это будет что-то такое: социальное и интерактивное. В нем будет много взаимодействия с залом. Это будет местами и где-то юморной, где-то лирический спектакль, потому что стихи у меня разные, разных лет: и едкие, и про любовь, и «сопли в шоколаде», и совсем нет.

Дальше у нас планируется работа с нашими поэтами и музыкантами. Зал позволяет делать камерные концерты, и большое действо. У нас уже есть идея — поделить сцену на зоны, чтобы у нас в одной зоне читали, в другой двигались, а посередине сцены еще и экран был, на котором мы бы показывали видеоинсталляции.

Зал позволяет фантазировать — мы фантазируем. Мы собираем людей, приглашаем их сюда, стараемся что-то делать, хоть на нас постоянно и наезжают, рассказывая, что мы снимаем не то и не так.

— Много критики слышите в свой адрес?

— О! Очень много! Последний замечательный прецедент был, когда мы договорились со СПАРКом и разместили у них на трекере свой фильм, который сняли перед Новым годом. Народ как будто взбесился: «ужас», «кошмар», «козлы» и так далее и тому подобное, все, что только можно написать, что не банят. Писали, что мы СПАРКу заплатили за промоушен. И все сразу такие умные — «мы тоже снимаем», «а у меня друзья снимают». Мы сидели, читали эти надписи и только удивлялись. Мы оставили там, на форуме, телефон наших продюсеров, написали: «Ребята, у кого есть видео, кто желает разместить его на СПАРКе или работать с нами — мы вам поможем, звоните, пишите». Всегда есть люди, которые ничего не делают, они только троллят, спамят: все козлы, а я гений. Нехорошо это — очень нехорошо.

— А ведь действительно, у нас в Ростове получается — все пишут, все снимают, все талантливые, умные …

— Ага, только где эти все?

—… тут приезжает Илья, буквально за год устраивает какое-то броуновское движение, причем вполне реальное, осязаемое.Можно долго говорить хорошее или плохое, но движение появилось: снимается кино, запускается интернет-телевидение, открывается театр. Так вот, меня мучает вопрос, чего же всем нашим творческим и умным не хватало раньше? Культура-то всегда была, но где-то там …

— Этого и не хватало: запала и движения. Идей — их же много. Все сидят на кухнях, рассказывают друг другу о своих идеях, год рассказывают, два рассказывают, три рассказывают… Время идет, а люди по-прежнему пьют одно и то же, закусывают тем же и рассказывают те же самые истории. А потом они идут в кино, смотрят какой-нибудь голливудский фильм и восклицают — «Елки-палки, это же моя идея! У меня ее украли!». Так, а где ты был? Надо же было делать… В Ростове фантазеров много, только делателей мало… А тут, как в пабликах пишут: кто магёт — тот и маг. Придумал — сделай. Придумать может каждый. У нас этих вольнодумцев… и все такие креативные, что уже само слово «креативный» ругательным стало. Ко всему лепят «арт». Арт-кафе и креатив че-нибудь — вот это мы умеем… Арт-туалеты уже пошли какие-то… Я не понимаю: была какая-то забегаловка просто, а теперь вывеску повесили и все — отныне это арт-кафе.

— Как думаешь, другие подтянуться к вам, будут брать пример, учиться реализовывать свои творческие идеи или будут сидеть и ждать: скоро ли вы загнетесь?…

— То, что вот так сидят и ждут — это однозначно. Нет, чтобы сделать что-то свое и показать, как-то поконкурировать в добром смысле этого слова. Ростов это не тот город, где нужна жесткая конкуренция. Здесь этих площадок… Кого делить, зачем делить? В любом случае, мы ждем талантливых людей, мы открыты для работы, сотрудничества, общения, пусть приходят.

— На что обычно жалуются, объясняя, почему не реализовывают свои творческие проекты?

— Говорят, у нас нет денег. Дайте мне миллион, тогда я вам покажу, как я снимаю кино. Ага, щаз! Вот прям щаз — прилетит волшебник в голубом вертолете и даст миллион. Конечно! Мы общались с некоторыми деятелями, которые считают себя профессионалами, они такие говорят: « Ну… для съемок художественного фильма нам нужно порядка 5 -7 миллионов долларов». Ребят, ну, вы что? Серьезно?! Вот и сидят, ждут спонсоров, точнее у моря погоды…

— Ты сказал, что вы открыты для общения, с удовольствием примете к себе новеньких. Не боишься, что после этого хлынет поток городских сумасшедших?

— Да вот как раз они у нас всегда были и никогда не прекращались. Они самые активные, постоянно пишут и мне, и Илье. Присылают какие-то свои видео с пометкой «я артист», открываем, смотрим —«ооооооо, тут без галоперидола не обойтись…». Таких людей очень много в творческой среде. Есть просто сумасшедшие, есть амбициозные… Есть вообще никакие, но они спокойно выходят на сцену и несут такую ахинею... И при этом их совсем не парит, что им свистят, были бы моченые яблоки и яблоками бы кидали в них. И, знаешь, это где-то правильно. Человеку есть, что сказать — пусть выскажется. В итоге вы останетесь при своем мнении, он при своем — всем хорошо. Тем более — практически любой может найти себе тех, кто станет его слушать, станет его поклонником.

— И напоследок еще один вопрос, вот просто очень любопытно. Открыть театр практически на Чкаловском, который сложно назвать культурным центром Ростова — это какой-то концепт или так сложилось случайно?

— Скажем так: многие из нас здесь живут недалеко, нам так удобно. А во-вторых — здесь у нас друзья, что вдвойне удобно. Большого принципиального значения для меня, где находится помещение, нет. У Ильи, как я знаю, это был определенный концепт: он хотел, чтобы это не было в центре, чтобы это был действительно — Др. театр.





Популярное в блоге





1 комментарий

Юрий Каплан
Юрий Каплан 17 марта 2013 в 15:23
Далековато. Но постараемся туда попасть ^_^
+1