Войти на сайт

Войди на сайт, используя одну из соцсетей:

×
Ты уже голосовал за этот комментарий
Наверх

Проверено на себе

Проверено на себе: Пост принял

У православных христиан началась третья неделя Великого поста. Вдохновленный многочисленными статьями о вкусной и постной еде корреспондент «Выходного» попытался заглянуть чуть глубже и понял, что пост — это не только про еду.
17 марта 2014 в 13:49

Обычно единственное, от чего мы отказываемся в Великий пост, — это обещания, которые мы давали себе на Новый год. (Чье-то наблюдение из Интернета.)

Удивительно, но на написание этого материала меня вдохновила моя подруга, когда увлеченно расписывала мне гастрономические прелести постных блюд в ее любимом ресторанчике. «Пост — это не когда кушаешь блюда из овощей по цене шашлыка, это когда не ходишь по ресторанам вовсе», — хотел было уязвить подругу я, но потом вспомнил, что проводить время в бессмысленных спорах и уж тем более обижать ближнего — это для постящегося не очень хорошо и полезно. Уж точно вреднее кусочка колбасы. И решил написать этот текст.

Я не считаю себя человеком глубоко религиозным и слишком воцерковленным. К сожалению. Но все же Великий пост воспринимаю прежде всего как духовную практику и как христианскую традицию. Мысли, которые я попытаюсь здесь донести, — это мое личное мнение и мой личный опыт, а не истина в последней инстанции и уж тем более не попытка «сорвать покровы» и «промыть мозги». Договорились? Ну, тогда с Богом!

Пост — это не про еду, пост — это про осознание

Опасаясь не вкусить чего-нибудь молочного или мясного за обедом, мы забываем о главном. По канонам православия пост — это период покаяния. Это время, когда человеку впору задуматься о своем несовершенстве и о том, насколько он отдалился от своей божественной природы, погрязнув в суете и грехе.

Грех? Какой грех? Семь смертных для современного медиасапиенса — это скорее сюжет для триллера Дэвида Финчера, а не страшные пороки, ведущие к омертвению души и превращению человека в животное. Ложь сегодня называют умением жить. Чревоугодие — гурманством. Блуд и половую распущенность вовсе представляют как некий повод для гордости. А грех уныния получил модное название депрессия, и от него теперь лечат за большие деньги.

Самая хитрая шутка дьявола — внушить всем, что его нет. А все человеческие пороки — это вполне себе естественно, а значит и не безобразно. Вы когда-нибудь задумывались об этом? Понимали, что нужно стать добрее? Честнее с людьми, да и с самим собой. Наверное, не раз вы приходили к заключению, что пора меняться, но ждали какого-то подходящего момента. Так вот, период христианского поста — это как раз то самое время. Время заглянуть внутрь себя, осознать свою греховность и попытаться стать чуть-чуть лучше. Бросить вызов своим страстям и привычкам, которые, незаметно для нас, превратились в наш характер и образ жизни.

Проявляя умеренность в еде, отказываясь от вкусной пищи (мяса, молочных продуктов, десертов, алкоголя), мы бросаем вызов греху чревоугодия. Но при этом неправильно забывать, что у нас много и других грехов. И с ними тоже нужно бороться. Так что одной лишь умеренностью в еде пост не ограничивается. Помните, оскверняет человека не то, что входит в его уста, а то, что из них исходит. И, кстати, обожраться вполне себе можно и постной едой.

Берите на себя столько поста, сколько сможете выдержать

Лично себя я считаю человеком верующим, неплохо знакомым с церковными канонами и священными текстами. Но факт, за всю свою жизнь я ни разу не выдержал всего периода Великого поста (семь недель) по всем канонам. Более того, желание сходу объять необъятное зачастую скорее вредит делу и приводит к быстрому разочарованию. Резко изменяя свой образ жизни в сторону тотального аскетизма, человек испытывает неимоверный стресс. А вместе с ним приходит усталость, раздражительность и откровенная злоба на окружающих, которые продолжают жить по привычному укладу. Это недопустимо.

Когда человек демонстративно не ест мяса, но при этом готов сожрать живьем своего ближнего без соли, то это не пост, а показное лицемерие. Такой пост неугоден Богу и бесполезен для самого человека. Ходить с кислой миной, всячески демонстрировать, насколько тягостно тебе дается отказ от привычных благ, и уж тем более осуждать и ругать людей непостящихся — совершенно ни к чему. Вот что говорил о правильном посте Сам Иисус Христос:

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Матф. 6:16).

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф. 6:17-18).

А про соринку в чужом глазу и бревно в своем собственном помните? Так вот, это совсем не народная мудрость, а также цитата из Нагорной Проповеди. Так что поститься, чтобы что-то доказать другим, — неумно и даже грешно. Как же тогда поститься на пользу своей душе, спросите вы?

Есть негласное правило. Берите на себя столько воздержания, сколько объективно сможете вынести, не впадая в уныние и не скатываясь в «страдания юного Вертера». Попытайтесь побороть какую-то вредную привычку: курить, сквернословить, врать даже по мелочам, бессмысленно тратить время перед монитором или телевизором, осуждать других людей. А главное — постоянно думайте. Ловите себя на нехороших мыслях и гоните их прочь. Молитесь. По возможности ходите в храм. И увидите, что это гораздо сложнее, чем не есть мяса или не пить вина. Главное — беспрестанная внутренняя работа. Последняя неделя поста, Страстная неделя, традиционно считается самой строгой. В этот период можно попробовать поститься по всем канонам. Но опять же, здесь вполне уместно главное правило врачей: «Не навреди».

Пост закончится, а правильная жизнь продолжится

«Пост представляется мрачным, пока не вступишь в поприще его: но начни, — и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни» (Святитель Феофан Затворник).

Будем честны, поститься по всем церковным канонам у большинства обывателей без должной физической и духовной подготовки вряд ли получится. Значит ли это, что нам, простым людям, лучше даже и не начинать поститься вовсе? Однозначно нет!

Как же понять, что вам пост «по силам и по возможности» пошел впрок и был честной духовной работой, а не фикцией или показухой? Да очень просто. Если во время поста вы искренне осознали, что то, что вы считали безобидной привычкой, на самом деле было натуральным грехом, противным Богу и недостойным для человека, то после окончания Великого поста вы вдруг осознаете, что вам уже не хочется этого делать. Совсем.

Не курил во время поста и тут вдруг понял, что уже и не хочется. Старался не врать несколько недель, пока постился, а теперь понял, что жизнь без вранья действительно лучше и чище. Старался не ругаться последними словами и так отвык, что матерная брань теперь режет вам слух. В общем, понял, что жизнь без греха — это никакое не ограничение, а даже напротив — подлинное освобождение. И в следующий пост попробовал стать еще чуть лучше. Поститесь разумом и душой, а не только желудком, друзья и плоды в виде свободной и радостной жизни не заставят себя ждать.





Популярное в блоге





Нет комментариев