Войти на сайт

Войди на сайт, используя одну из соцсетей:

×
Ты уже голосовал за этот комментарий
Наверх

Отчеты

Артемий Троицкий в Ростове, или Взгляд на российский рок от гуру музыкальной критики

Cамый известный музыкальный критик страны и знаток истории отечественного рока Артемий Троицкий посетил Ростов. «Выходной» внимательно послушал его творческую лекцию и готов поделиться самым интересным с вами.
14 апреля 2014 в 19:36


В донской столице знаменитый критик довольно редкий гость. К нам он приезжает всего лишь во второй раз.

Творческий вечер прошел в ночном клубе «Бухарест».

Выступление больше походило на университетскую лекцию.

Обычно такие лекции о советском роке он читает американским студентам.

Услышать все это на русском языке — большая редкость.

Мы решили предоставить краткий конспект лекции профессора Троицкого тем, кто лично не смог присутствовать на встрече с ним.

Артемий Кивович Троицкий 

Возраст —  58 лет

Музыкальный критик, основатель и первый редактор журнала Playboy в России 

Ходячая энциклопедия отечественной и мировой музыки

Преподаватель курса музыкальной журналистики в МГУ

Организатор первых рок-концертов в СССР

Автор книг об истории российской музыки

Обладатель медали «Защитника свободной России»

Обладатель премии Tampere Music Award за вклад в развитие российской рок-музыки

Бунтарское начало

Родоначальниками российского рока можно считать стиляг.

«Надо сказать, что к рок-музыке стиляги не имели вообще никакого отношения. У нас у всех был стереотип стиляг, построенный на песнях группы «Браво», которые танцевали рок-н-ролл, но ничего этого на самом деле не было», — развеял первый миф о стилягах Артемий Троицкий.

Стиляги появились в конце сороковых, и пик популярности этого движения пришелся на 1955–1956 годы. Сразу после Второй мировой войны США и Советский Союз некоторое время находились в дружественных отношениях, поэтому американская музыка успела полюбиться советским молодым людям. После падения «железного занавеса» в 1948 году музыке снова «досталось». Джаз запретили. Стиляги попали в опалу.

«Их было очень мало, собственной музыки они не сочиняли, а слушали джаз, копировали Америку. Рок-н-ролл стиляги не восприняли, массовое пришествие рок-музыки в нашу страну приходится на начало 60-х годов, и ответственность за это лежит на группе The Beatles», — рассказал Артемий Троицкий.

The Beatles в исполнении советских кавер-бендов

Влияние The Beatles на музыкальную историю нашей страны огромно! Фактически они развернули миллионы советских людей в сторону несоветской культуры.

Традиционный рок для российских ушей был слишком уж диким и напрочь лишенным мелодичности. А вот Beatles заманили нашего слушателя слиянием рок-н-ролла и мелодичной европейской музыки.

Так, в середине 60-х годов на волне популярности Beatles рождаются первые советские рок-группы. Наши группы на протяжении всех 60-х играли лишь американскую музыку. Кавер-бенды распространялись по стране с огромной скоростью.

Рок не звучал по советскому радио и телевидению. Чтобы услышать любимую музыку — ее нужно было играть живьем.

Машина времени и архитектор Андрей Макаревич

Все изменилось в конце 70-х годов с появлением на сцене Андрея Макаревича. Поначалу он со своими товарищами, как и другие, исполнял песни Beatles. Однако позже решил попробовать сочинять и свои собственные песни. Репертуар группы рос. В это время в нашей стране появились «хиппаны».

В отличие от слиляг, движение хиппи было очень многочисленным. Центром их интересов уже была рок-музыка, или, как тогда называли, — бит-музыка. В это время появились брюки клеш, бусы и расшитые рубашки.

«Я тоже был хиппарем, в это время была единственная популярная русскоязычная рок-группа — это «Машина времени». Все остальные были кавер-бендами. Все эти песни были на английском языке. Только «Машине времени» удалось переломить англоязычную тенденцию и начать петь по-русски», — вспоминает дни своей хипповской молодости Артемий Троицкий.

Главным архитектором такого явления, как русский рок, стал Андрей Макаревич. Наш рок очень сильно отличался от мирового. Наши рокеры сразу взяли высокую поэтическую планку. Русский рок — это такая невероятная смесь англо-саксонской музыки и русской поэзии.

Преследование рок-музыки и магиздат

До начала 80-х годов никаких преследований рок-музыкантов у нас не было, весь подпольный рок существовал вне советской системы. Наши контролирующие органы начали обращать внимание на эти группы в конце 70-х годов. Катализатором этого стала как раз «Машина времени», а также группа «Мифы».

В то время русский рок не был политизирован. Никто не пел о коммунистах. Песни были о пьянстве, одиночестве, любви и предательстве. Однако властью все это воспринималось как песни против системы.

В конце 80-х появились так называемые магиздаты — подпольная звукозапись. Изобретателем этого дела был житель Ленинграда Андрей Тропило. Он работал звукорежиссером в Ленинградском дворце пионеров, а по ночам записывал музыку для Бориса Гребенщикова, Майка Науменко и для группы «Кино».

Альбомы «Аквариума», «Машины времени», «Зоопарка» при помощи магиздата распространялись по стране миллионными тиражами. И все эти миллионы были не подконтрольны советской власти.

Именно в этот момент начались серьезные гонения, облавы на концертах. Музыкантов начали сажать в тюрьмы.

Самыми известными жертвами преследований стали Алексей Романов и Жанна Агузарова. Они сидели в тюрьме, их забрали прямо во время концерта за незаконную коммерческую деятельность.

Однако именно на 80-е годы в русском роке приходится самый плодотворный период. Это время, когда на пике популярности были «Браво», Шевчук, Башлачев, «Наутилус».

В это время в Москве рок-концерты запрещались полностью. В Ленинграде появляется знаменитый «Ленинградский рок-клуб». Интересный факт — создан он был при кураторстве КГБ СССР, чтобы удержать рок-сцену под контролем. Музыкантам давались лицензии на концерты, а тексты песен строго редактировались. Из подполья русский рок вышел с приходом к власти Михаила Горбачева.

Группа «Кино» и кризис в русском роке

Эта группа покорила всю страну. Ее слушали все, а не только городская прослойка. Музыка «Кино» обладала уникальным шармом.

По словам Троицкого, общенациональной группы такого масштаба в нашей стране больше никогда не будет.

Но следом за расцветом русского рока начинается его кризис.

Так уж традиционно сложилось, что музыканты всегда боролись с советским порядком. И вдруг контроля не стало. Западный шоу-бизнес решил сыграть на русском роке и поставить его на экспорт. Практически все звукозаписывающие западные лейблы подписали контракты с русскими рок-группами. Все пластинки русских музыкантов на Западе провалились. Специально для западного рынка Стасом Наминым была сконструирована группа «Парк Горького», которая пела на английском языке, и в России ее никто не знал. По природе своей русский рок отличался от западного, так, он был более тревожный и оказался никому не нужен. Да и в России попса подвинула русский рок. Затем произошла череда трагических событий — погибли Александр Башлачев, Виктор Цой, Майк Науменко.

Рок стал развлекательным

В 90-е годы наш рок сильно изменился. Ситуация стала абсолютно иной: Запад — доступнее, появились фирмы грамзаписи, радиостанции, стали приезжать иностранные гастролеры — вся рок-жизнь стала похожа на мировую модель. Рок-музыка стала инструментом для зарабатывания денег. Сам рок стал более легким, более оптимистичным и ироничным. «Для меня абсолютно идеальной рок-группой 90-х годов стал «Мумий Тролль». Илья Лагутенко исключительно талантливый музыкант и хороший поэт», — восхищается творчеством рок-коллектива музыкальный критик.

Рок стал развлекательной, а не протестной музыкой.

И еще одна особенность — в 90-е в русском роке появилось очень много девушек — Земфира, Сурганова, Диана Арбенина, Мара, Чичерина.

Продолжение следует

Русский рок продолжает развиваться, сколько бы ни говорили, что он мертв. И уже скоро о том, что мы сейчас слышим из своих радиоприемников, напишут очередную главу музыкальные критики. А пока они анализируют — мы можем просто наслаждаться музыкой.





Популярное в блоге





Нет комментариев