Войти на сайт

Войди на сайт, используя одну из соцсетей:

×
Ты уже голосовал за этот комментарий
Наверх

Обзоры

«Последний выходной на Воронежском море» — выставка в арт-центре Makaronka

Об искусстве, о развитии, немножко о море…
13 ноября 2014 в 08:39

«Последний выходной на Воронежском море» — такое длинное и интригующее название получила недавно открывшаяся выставка в арт-центре Makaronka. Посмотреть на работы современного искусства воронежских художников решила и я.



Проект обещал показать панорамный взгляд на искусство столицы Черноземья от 90-х годов до наших дней. Дать возможность посетителю проследить зарождение и развитие художественных тенденций как воронежского, так и общероссийского контекста актуальной культуры.

Что это такое — «Воронежское море»?

Как вы понимаете, никакого «Воронежского моря», конечно же, не существует… Так в народе называют водохранилище, созданное в начале 70-х годов. Задуманное для обеспечения водоснабжения города и как место отдыха, в итоге оно превратилось в захоронение индустриальных отходов. Очистить водоем до сих пор не удалось. Но в результате одно из крупных в мире городских водохранилищ стало частью мифологии творческой интеллигенции.



В описании выставки также много внимания уделили первой части названия. Но все это мне показалось лишь красивым и философским повествованием о фразе, тематику самой выставки раскрывающей мало. Часть концепции проекта. На мой взгляд, мало объясняющее его суть.

Ар-брют, неопримитив — а может, просто примитив самих художников?

Впечатления от работ выставки — еще более противоречивые. Проследить какое-то развитие в художественном мастерстве, эволюцию в изобразительном искусстве мне не удалось. Хотя несколько работ мне искренне понравились. Большая часть, правда, вызывала лишь недоумение. Но перейдем к конкретным примерам.


Топ-5 работ выставки от худших к лучшим

5. Как описать данные картины — я почти не знаю.

Одна серия из 4-х работ представляет собой красочный замес, неаккуратно нанесенный на холст (таки я придумала литературную формулировку описания этих работ!).

Вторая серия — 6 работ, в основе которых — распечатанные плакаты. Поверх измазаны краской. Напрягая воображение в попытках увидеть какой-то сюжет или смысл, я пришла к провалу.

Интересно, что сами картины названия не имеют. А жаль… Может быть, это как-то разъяснило содержание произведений.

4. Скульптура с корабликами. Автор Сергей Горшков. И вроде не так шокирует (как выше описанные мною работы в стиле ар-брют), но и положительных зрительных эмоций работа не вызвала. Не буду отрицать — к стилю неопримитивизма я отношусь предвзято. Скульптуры вызывают ассоциации с поделками маленьких детей. И, возможно, это вызывало бы умиление, будь это действительно творчеством деток. Но мы-то с вами знаем, кто создавал работы. Человек, осознающий и называющий себя художником. А от таковых хочется видеть более высокий уровень мастерства, как в живописи, так и в скульптуре.

Неопримитивизм — стиль в искусстве. Ему характерно нарочитое упрощение художественных средств и форм для наибольшей выразительности. Например, применение простой композиции, искажение изображения, насыщенные, яркие цвета. При этом неопримитивизм исходит из опыта примитивного искусства (народного, архаических культур прошлого).

 

Ар-брют — грубое искусство, необработанное, неограненное искусство. Термин используется для описания картин, рисунков и скульптур, созданных непрофессиональными мастерами, с общественной и с психической точки зрения являющимися маргиналами (душевнобольные, инвалиды, заключенные, чудаки). Работы несут спонтанный характер и практически не зависят от культурных шаблонов.     
3. Данную позицию я отдала инсталляции Алексеева — «Найденные ландшафты». На трех холстах изображена некая линии горизонта. Снизу на полочке — макеты абстрактных фигур. При рассмотрении действительно будто всплывают ассоциации с ландшафтами. А на самом деле это просто отлитые из гипса упаковки из пенопласта от телевизоров, электробритв, стиральных машин…  
2. Алексеев — «Мрамор». Второе место здесь по праву занимает концепция инсталляции. Работа представлена большим плакатом с изображением мрамора. Но плакат не просто прикреплен к стене, а в виде драпировки — красиво свисающей ткани. Здесь я даже увидела некую идею, ассоциацию — будто мрамор в руках опытного скульптора становится таким же пластичным и послушным, как полотно ткани. Верен ли ход моих мыслей или нет — не знаю.   
1. Данилевская — «Кенотафы». Признаюсь, что значение слова «кенотафы» я узнала, только когда приступила к написанию этой статьи. Слово обозначает надгробный памятник в том месте, где не содержится останков покойного. Некая символическая могила. Но изначально мне эта инсталляция показалась необычным арт-объектом. И если не вдаваться в значение названия, можно спокойно украшать интерьеры помещений.   

Мы все по-разному воспринимаем изобразительное искусство. Любой человек в одной и той же картине может увидеть разный смысл, увидеть «творчество» своего воображения. Тем не менее, художественное восприятие бывает разных уровней. Высокий уровень определяется несколькими пунктами: видит ли человек сюжет картины, замысел автора, может ли описать свои эмоции от картины и т.п. Иногда бывает, что определить концепцию работы, идею автора не удается. И мне кажется, что причина тут не в нашем восприятии. Возможно, это минус художника, который не смог выразить идею в произведении.

Оценить свой культурный уровень и мастерство воронежских художников может любой желающий в арт-центре Makaronka до 30 ноября.   

Еще один взгляд на выставку специалиста по внешним связям Фонда современной культуры «Дон» Ксении Протосевич читайте здесь.





Популярное в блоге





Нет комментариев